Чайный пакетик. История маленького изобретения

heading_title

Чай, расфасованный в одноразовые пакетики – то, к чему мы давно привыкли. Отношение к нему разное. Кто-то принципиально отрицает такой формат. Некоторые допускают использование пакетированного напитка в офисе или в дороге. Самые практичные и дома не заморачиваются с рассыпной заваркой. В любом случае чай в одноразовой упаковке уже давно никого не удивляет. Хотя всего столетие назад появление этого продукта произвело небольшую революцию.


Случайное открытие

В 1904 Томас Саливан задумал провести рекламную компанию. Он решил отправить своим заказчикам на пробу образцы чая разных сортов. Таким образом клиенты должны были ознакомиться с ассортиментом предлагаемого товара. Порции были рассчитаны на одну заварку. Расфасовать их было решено в шелковые мешочки. Получатели оценили подачу и решили, что это ноу-хау. Кто-то из них попробовал заварить чай прямо в чашке, залив мешочек кипятком. Идея не получила распространения, но способ запомнили.

Упоминание о подобной форме чаепития есть и в кулинарной книге Елены Молоховец. В своих советах для экономных домохозяек она рекомендовала использовать заварку, завернутую в чистую кисейку. Мешочек с чаем погружался прямо в самовар. Книга издана в 1901 году, то есть даже раньше, чем клиенты Саливана попробовали такой формат напитка.

Прошло несколько лет. Новая версия фасовки нашла свое применение во время Первой мировой войны. Дрезденская компания организовала поставку чая для солдат. Напиток был упакован в мешочки из марли. В армии их прозвали «чайными бомбами». Это был очень удобный способ быстро согреться горячим напитком в полевых условиях.


Развитие производства

Фей Осборн, работавший в компании по производству бумаги, заинтересовался новшеством. В 30-е годы такая фасовка чая уже распространилась по Америке. Правда марля, в которую упаковывали заварку, искажала вкус готового настоя. Осборн задался целью найти альтернативный материал. 

Инженер перепробовал огромное количество бумажного сырья. Тропические деревья, хлопчатник, джут, ананасовые листья – ничего не подходило. Наконец Осборну повезло. Подходящий материал получился из манильской конопли, которая использовалась для морских канатов. Около трех лет ушло на разработку химического процесса обработки бумаги. Еще через какое-то время удалось наладить производство рулонов в промышленном масштабе. В 1934 году новый материал для упаковки чая появился на рынке, а к концу 30-х подвинул своего конкурента из марли.

Вторая мировая война помешала дальнейшему продвижению манильской бумаги. Все запасы растения были направлены на нужды флота. Осборн попробовал использовать вторсырье – отстиранные морские канаты. Их было недостаточно, поэтому эксперименты с поиском нового материала возобновились.

Следующим открытием стала фильтровальная бумага. Она была дешевле манильской и более доступна. В конце 50х годов компания Teekanne запатентовала привычный нам двухкамерный пакетик с металлическими скобками. Настой получался более ароматным, а фасовочный материал никак не влиял на вкус. Потребителям понравился этот формат.


Что внутри

Есть мнение, что пакетированный напиток изготавливается из отходов чайного сырья. Ушлые коммерсанты продают под видом благородного продукта исключительно чайный мусор и пыль. Это не совсем так. 

Чаще всего для пакетированного чая используют мелколистовое сырье. Это чайная крошка или листья, разрезанные на мелкие кусочки. Как правило, в дело идут недорогие сорта, например, вьетнамский или кенийский чай, недорогие сорта южного индийского чая. Добросовестные производители следят за качеством сырья. Напиток обладает достаточной крепостью и выраженным ароматом. Вкус получается вполне достойным. В премиум-линейках можно даже встретить крупнолистовую заварку высокого сорта. Правда это нечастое явление.

Пакетированный чай категории эконом не может похвастаться отменным качеством. Для его производства действительно используется самое дешевое сырье, а недостатки вкуса и цвета щедро скрываются ароматизаторами и красителями. От такого продукта удовольствия будет немного.


Предпочтения разных стран

Чайный пакетик знаком потребителям во всем мире. Меньше всего он получил свое распространение в азиатских странах. Например, в Китае или Индии местные жители пьют исключительно напиток, заваренный классическим способом. Однако, для туристов в гостиницах и общепите можно встретить и пакетированный чай.

В Европе ситуация противоположная. На долю пакетиков приходится 77% от общего объема потребления. В Англии эта цифра достигает 90% и более. Британцы ценят практичность, здесь такой формат распространен не только в офисах. Домашние чаепития чаще всего проходят тоже без заварочного чайника.

В России чайные пакетики долго не были популярны. Русская душа привыкла к неспешным чаепитиям в кругу семьи. Самовар, а позже большой заварочный чайник, был обязательным атрибутом в любом доме. В начале 21 века на долю пакетированного чая приходилось лишь порядка 9%. В последние годы ситуация резко изменилась. Современный ритм жизни требует быстрых и функциональных решений. Производители активно продвигают чай в индивидуальной упаковке. Появился формат пирамидок, с использованием качественного крупнолистового сырья. Это привлекает чайных гурманов, и они все чаще соглашаются на такой компромисс.

Наотрез отказываться от современных тенденций не стоит. Чай в пакетиках – практичный вариант тогда, когда нет ни времени, ни подходящей посуды для заваривания. Однако, находясь дома, отдайте предпочтение классическому формату. Вкус и аромат чайных листьев раскроются полностью, и вы получите огромное удовольствие от согревающей чашечки любимого напитка.


Последние статьи

Матча
Матча
Чай Габа
Чай Габа
Белый чай
Белый чай